О муниципальном образовании

Наш посёлок берёт своё начало с 1712 года, когда по указу Петра I на окраине сельца Вознесенское (Ныне Корчмино) была расквартирована первая в России понтонная рота в колличестве 36 человек, на вооружении которой находились жестяные понтоны голландского типа. Однако современный облик посёлок Понтонный стал приобретать именно в 1906 году, когда была запущена Северная железная дорога Санкт-Петербург — Череповец, построены первые многоэтажные доходные дома, баня, пекарня, появились электричество, водопровод и канализация, а в новые казармы возвратился с Русско-Японской войны понтонный батальон. Именно в это время были заложены основы дальнейшего промышленного развития Понтонного как рабочего посёлка. История посёлка Понтонный неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга — Ленинграда и всей страны в целом. Наш посёлок бурно развивался в 30-е годы прошлого века, держал оборону Ленинграда на переднем крае в годы Великой Отечественной войны, умирал от голода и холода в блокаду, но всё выдержал и победил. После войны Понтонный пережил второе рождение. Наши градообразующие предприятия Средне-Невский Судостроительный завод и Усть-Ижорский фанерный комбинат стали выпускать лучшие в мире корабли и фанеру, а население посёлка значительно увеличилось. В настоящее время Понтонный представляет собой посёлок городского типа площадью примерно 800 гектаров с населением около 10тысяч человек. Промышленный и культурный потенциал находится на достаточно высоком уровне. Мы имеем около 50 промышленных предприятий, социальных объектов, учреждений культуры и образования, большую сеть предприятий торговли. На территории посёлка
действует местное самоуправление в лице Муниципального совета и местной Администрации. Конечно проблем у нас хватает,но мы уверенно смотрим в будущее, тем более что народ у нас живёт замечательный.

Олег Михайлович Харитонов, глава муниципального образования п.Понтонный.

Материал взят из газеты: «Вести Понтонного».

Географическое положение

Муниципальное образование п.Понтонный г.Санкт-Петербурга, рабочий поселок городского типа, расположенный на левом берегу р.Нева на расстоянии одного километра выше впадения в р.Неву р.Ижора. Поселок находится в 25 километрах от Московского вокзала Санкт-Петербурга по Волховскому направлению Октябрьской железной дороги и бывшему Шлиссельбургскому тракту. В границах муниципального образования находится территория равная 800,0 га. По данным Всероссийской переписи населения России на 1 января 2020 года в поселке проживало 9217 человек.

Развитие посёлка

Название посёлка происходит от расквартированного здесь по указу Петра I в 1712 году лагеря первой понтонной роты в количестве 36 человек, на вооружении которой находились жестяные понтоны голландского типа.

В 1911 году на уже действующем железнодорожном перегоне была открыта платформа Понтонная.

В 1912 году на Неве была открыта «Ижорская верфь», получившая позднее название Средне-Невский судостроительный завод.

В справочнике по истории административно-территориального деления Ленинградской области рабочий поселок Понтонный упоминается с 1912 года, с момента закладки Усть-Ижорской судоверфи. С 1925г. по 1952г. пос.Понтонный находился в административном подчинении Усть-Ижорского сельсовета, затем Пригородного, Слуцкого и Павловского районов. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1952г.рабочий поселок Понтонный был передан в административное подчинение Колпинскому райсовету г.Ленинграда и с тех пор по статусу является поселком городского типа. Однако корни зарождения пос.Понтонный уходят в историю глубже, о чем свидетельствует жилой дом постройки 1906 года/3-х этажный, кирпичный/по ул.А.Товпеко,8, который до настоящего времени не подлежал капитальному ремонту. Основное население пос.Понтонный с момента его образования было занято производством кирпича на близ расположенных заводах, которых насчитывалось в округе не менее 5-ти. С развитием Усть-Ижорской судоверфи, а с 1929 года электроверфи большая часть населения перешла в судостроительную отрасль,а также на Усть-Ижорский фанерный комбинат, основанный в 1910 году. В 1928т ЗОг.г. Усть-Ижорская электроверфь получает .большой заказ от ВМФ на постройку боевых кораблей и требовалось большое количество рабочих рук, приток которых осуществлялся из Ленинградской и других областей. Для выполнения этой задачи необходимо было строить жилые дома. В 1930-32г. г. вводится в строй 4 четырехэтажных кирпичных дома по ул.Заводской, в 1938-39 г.г.сдается еще 2 дома. Перед Великой Отечественной войной 1941-г1945г.г.судостроительный завод оборонной промышленности специализируется на выпуске тральщиков для ВМФ. Завод продолжал работать и в годы войны, строя новые корабли и ремонтируя получившие повреждения в боях. Особое развитие пос.Понтонный получил в послевоенный период. Родине требовалось большое количество тралового флота для очистки морей от мин оставленных фашистами. С новой силой разворачивалось строительство жилья для прибывающей рабочей силы из различных областей и пригородов Ленинграда. В 1948-55г. вводятся 8 жилых деревянных 2-х этажных домов на ул. Новой,2 шлакоблочных 2-х этажных на ул.Волховстроевской и 4 кирпичных дома по ул.Главной/ныне ул.А.Товпеко/.В этот период судостроительный завод работал с наибольшим напряжением, выпуская в год по 16-18 тральщиков проекта 264. Начиная с 1970года и до распада СССР судостроительный завод строил боевые корабли 13-ти различных проектов для отечественного морского флота и поставлял их в 16 стран мира. В 1962 году на заводе был заложен первый корабль нового типа из стеклопластика, равного которому не было в мировом судостроении. В эти годы пополнение новых кадров осуществлялось в основном за счет филиала ТУ-88, расположенного в пос.Понтонном, где за 1970-1988г.г.было подготовлена более 2-х тысяч судосборщиков,монтажников, разметчиков судовых и станочников. В 70-80г.в пос.Понтонный вместе с Саперной проживало около 17тыс.чел.Сегодня муниципальное образование пос.Понтонный располагается на площади в 800 га и имеет общую границу с тремя муниципальными образованиями — г.Колпино, пос.Усть-Ижора, пос.Саперный. На территории Понтонного проживает около 10 тыс.чел. На территории пос.Понтонный ЗОО частных домов и 455тыс.кв.м.общей площади жилых и нежилых зданий.

Старейший жилой фонд:

  • Жилой 3-х этажный кирпичный дом 1906 года постройки на ул.А.Товпеко, 8.
  • Жилые дома по ул.Заводской №15,16,18 постройки 1930-г32г.г. 4-х этажные кирпичные.
  • Жилые дома по ул.Заводской № 26,35 постройки 1938-1939г. 4-х этажные, кипичные.
  • Ветхий фонд,30 2-х этажных деревянных домов по ул.А.Товпеко, Школьной, Фанерной, постройки 1936-1953г.г.

На территории пос.Понтонный 56 промышленных предприятий, в т.ч. Средне-Невский судостроительный завод с численностью работающих в н/время 800чел.ОАО»УИФК»-лидер в производстве фанеры/около 2-х тыс. работающих, в/ч 51522, асфальтовый завод Колпинского ДРСУ, головные водопроводные сооружения со станцией аэрации ГП «Водоканал», очистные сооружения Невского водовода,4 школы,4 д/сада, поликлиника №73, Аптека №94, Хоспис №2, баня, ДК»Нева», большая сеть торговых точек и другие учреждения.

В летний период пос.Понтонный утопает в зелени, но к сожалению основные породы деревьев — тополь и около тысячи из них имеют возраст от 40 и более лет,нуждаются в обрезке или полной вырезке, для чего требуются большие финансовые затраты.

Жилой массив пос.Понтонный имеет протяженность З км. По центру поселка проходит железная дорога и автомагистраль Санкт-Петербург-Мурманск, которые делят поселок почти на две равные части. Из-за интенсивного движения скоростных и в первую очередь грузовых поездов возникает ряд проблем и втом числе экологическая. Дома ул.Товпеко и Заводской расположены по обе стороны дороги на расстоянии от 30-до 70 метров,ул.Южной до 100 метров. Петрозаводское шоссе проходит от жилых домов ул.Заводской в 20-ЗО метрах и ул.Южной в 50 метрах. Требуются большие финансовые вложения, чтобы уменьшить негативное влияние железной дороги и автомагистрали на экологию посёлка.

Достопримечательности

  • Братская могила советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну (ул. Судостроителей, воинское кладбище) исторический памятник (региональный). Объект культурного наследия № 7800528000
  • Корчминский мемориал (п. Корчмино ул. Садовая)
  • Музей «Сыны Отечества» в школе № 400 имени Александра Невского (Волховстроевская ул., 14)
  • Памятная доска на доме, где жил заслуженный кораблестроитель В. Е. Гаевский (Южная ул., 15)
  • Памятный комплекс погибшим работникам УИФК (парк в Фанерном посёлке)
  • Церковь «Ковчег» (музей Усть-Ижорского фанерного комбината)

Транспорт

  • Имеется пассажирская железнодорожная платформа Понтонная на линии Санкт-Петербург — Мга . Электропоезда ходят по маршрутам Санкт-Петербург — Мга — Волховстрой — Тихвин и Санкт-Петербург — Мга — Кириши — Будогощь .
  • Через посёлок проходят трассы автобусных маршрутов, связывающих его с Санкт-Петербургом, Колпином, Никольским, населёнными пунктами Кировского района Ленинградской области.
    • 189: станция метро «Пролетарская» — Сапёрный, мебельный комбинат
    • 328: станция метро «Рыбацкое» — Колпино, вокзал
    • 331: Колпино, Ленинградская улица — Понтонный, Первомайская улица
    • 332: Колпино, Заводской проспект — Сапёрный, мебельный комбинат
    • 335: Колпино, Ленинградская улица — Металлострой, НИИЭФА
    • 335а: Колпино, Ленинградская улица — Металлострой, ДК имени Маяковского
    • 336: Колпино, Заводской проспект — Корчмино
    • 440: станция метро «Рыбацкое» — Отрадное — Кировск — Шлиссельбург
    • 682: станция метро «Рыбацкое» — Никольское, Советский проспект